Новое понятие жалобы в Налоговом кодексе РФ

Первая часть Налогового кодекса и Закон РФ №153 наконец-то дали разъяснения отсутствовавшим ранее понятиям "жалоба" и «апелляционная жалоба». Так же инициаторы поправок в налоговое законодательство установили строго определённые сроки обжалования. Непосредственно процедура принесения жалобы на принятые акты налоговых органов, а так же бездействия либо неправомерных действий должностных лиц таких органов установлен ст. 138 НК РФ. Согласно положениям этой статьи все акты, носящие ненормативный характер, а так же действия или бездействия должностных лиц налоговой инспекции обжалуются в вышестоящий орган или в суд. Формулировка всей статьи существенно изменилась, в неё чётко определенны понятия «жалобы» и «апелляционной жалобы», которых ранее в кодексе не было, о них говорилось лишь косвенно.

Новые формулировки понятия жалобы и апелляционной жалобы

Согласно вновь вступившим поправкам в Налоговый кодекс, жалобой признаётся обращение юридических либо физических лиц в налоговый орган по вопросу обжалования уже вступивших в законную силу его актов ненормативного характера, а так же действий или бездействий должностных лиц налогового органа, которые, по мнению обратившегося с жалобой, нарушают его права и законные интересы.

Апелляционной же жалобой является такое, при котором предметом обращения является обжалование ещё не вступившего в законную силу решения налогового органа о привлечении этого лица к ответственности или в отказе от такого привлечения к ответственности за совершённые им налоговые правонарушения. При этом, такое решение должно быть вынесено на основании ст. 101 НК РФ, а так же нарушать по мнению жалующегося его права и законные интересы.

Новая формулировка чётко определила круг действия апелляционной жалобы. Так, она подаётся исключительно по поводу выездных или камеральных проверок, решения по которым выносятся на основании ст. 101 НК РФ.

Отличия новых правил обжалования от старых

Во-первых, согласно принятым новеллам, теперь заинтересованное лицо имеет возможность направить жалобу либо в вышестоящий налоговый орган, либо непосредственно в суд. Раньше же имелась возможность обжаловать действия налоговиков вышестоящему руководителю. Отмена подобной возможности направлена на увеличения степени объективности при принятии решения по жалобе и исключает личную заинтересованность руководителя инспекции, осуществлявшей обжалуемую проверку.v

Во-вторых, отныне законом установлен ясный и понятный алгоритм действий при работе с жалобами. Так, до принятия поправок имелась возможность одновременно отправить две жалобы как в налоговый орган, так и в суд. Так же не допускалось обращение с жалобой в суд в суд раньше обращения в вышестоящий налоговый орган. Сейчас же установлен единый порядок и все решения, а так же действия либо бездействия налоговиков должны обжаловаться в суде исключительно только после принятия решения по жалобе в вышестоящем налоговом органе, однако, если этот орган не принял такую жалобу в установленные законодателем сроки, заинтересованное лицо имеет право обратиться в судебную инстанцию не дожидаясь рассмотрения результатов обжалования. При этом началом течения срока для подачи жалобы в суд будет считаться срок со дня когда лицу, обращающемуся с жалобой, стало известно о принятом по ней решении и в теории эта дата не может не совпадать с последним числом установленного процессуального срока.

До внесения рассматриваемых поправок, ст. 138 НК РФ не включала в себя названные уточнения. Так же ФЗ № 153 ввел частичные ограничения на применение абзацев 1 и пункта номер 2 названной статьи. В связи с этим, названный порядок обжалования до 1 января 2014 года включительно применим исключительно в отношении принятых по итогам камеральных и выездных проверок. После названной даты, такой порядок будет распространяться на абсолютно все ненормативные акты налоговых органов и действия, а так же бездействия их должностных лиц. Новые правила, должны быть досконально изучены как налогоплательщиками, так и работниками налоговых органов, с тем, что бы с 1 января 2014 года новая система работы с жалобами могла применяться без особых эксцессов. Законодатель, по крайней мере, сделал для этого всё возможное.