О применении налогового законодательства

Для применения нормативных документов, таких как договора (международные) или законы, их необходимо утвердить и придать им законную силу. Процесс утверждения различных нормативных документов может отличаться. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Для упрощения процесса обретения нормативными документами законной силы законодателем утверждены специальные газеты и журналы (например, "Российская газета", "Собрание законодательства РФ", "Парламентская газета" и др.). В этих газетах и журналах осуществляется публикация всех нормативных документов. Так же там печатаются международные договора.

Любая публикация в этих газетах и журналах является официальной. Официальные публикации направляются в регионы, где издаются уже публикации региональных законов.

Нормативный документ обретает силу по прошествии определенного времени с даты официальной публикации. Это сделано для удобства граждан. За время от публикации до обретения силы, они могут детально изучить новый документ. Причем время вступления для разных нормативных документов - разное и определяется типом документа. Например, любые документы направленные на улучшение положения налогоплательщиков, могут начать применяться сразу по публикации, если в них это оговорено.

Опубликованный документ используется только после обретения им законной силы. От момента публикации до вступления нового документа в силу, необходимо руководствоваться старым нормативным документом. Однако, существуют такие случаи, в которых применяются новые документы даже к случаям, произошедшем до принятия документа. Это называется обратным действием законов.

Обычно, под обратное действие попадают отменяющие (смягчающие) законы. Перечень нарушений приведен в пункте 3 статьи 5 НК РФ. Действие законов с обратной силой устанавливается в пункте 4 статьи 5 НК РФ. По этому пункту, обратной силой обладает только тот закон, в котором это прописано. Данный тезис касается, во-первых, отмены налогов и освобождению от них некоторых предпринимателей (из специально оговоренной категории) или фирм. А, во-вторых - к любому смягчению налогового законодательства.

Однако, если закон направлен на ужесточение налогов, повышение штрафов или вводит новые виды административной ответственности, то по второму пункту пятой статьи НК РФ, этот закон не должен иметь обратной силы. Этот пункт направлен на защиту налогоплательщиков.

Налоговый Кодекс Российской Федерации (НК РФ) - основополагающий закон о налогах. Однако наравне с ним используются и федеральные законы. Для избегания противоречий, "нижние" законы должны соответствовать "верхним" (местные - федеральным). Отсюда (в соответствии с иерархией нормативных документов) исходит подчинение местных подзаконных актов местным законам. Но данное положение (хоте и очень логичное и правильное) выполняется далеко не всегда. Рассмотрим более подробно налоговые документы и их противоречия.

Противоречия могут быть как незначительные, так и принципиального характера. Достаточно взять и сравнить два документа (например, Кодекс и федеральный закон) что бы увидеть противоречия. Федеральные, местные, региональные законы и составленные (непосредственно на основе законов) подзаконные акты, так же противоречат друг другу. Причем бывают ситуации, когда нижестоящий документ (например, подзаконный акт) противоречит Налоговому Кодексу Российской Федерации. В описанной ситуации, Вы обязаны руководствоваться только НК РФ, для предотвращения нарушения НК РФ (первый пункт двадцать первой статьи НК РФ).

И еще, по пункту семь статьи три НК РФ, в Вашу пользу должны трактоваться все противоречия и сомнения.

Честно говоря, на практике дело обстоит намного сложнее. Даже если Вы смогли найти несоответствие местных законов Налоговому Кодексу Российской Федерации, Вы обязаны исполнять местные законы. Обстоятельство противоречия устанавливается по решению суда и никак иначе. А пока решения нет, налоговый инспектор в праве "не замечать" противоречие. Будьте готовы к длительным судебным делам. Ваши действия в этом случае (как то обращение в суд) полностью правомерны и защищены законом. При столкновении с произволом чиновников, нежеланием работать с их стороны или просто некомпетентностью - обращайтесь в вышестоящую инстанцию. В основном суд принимает решение о соблюдение вышестоящего в иерархии документа, например, при конфликте между НК РФ и, допустим, федеральным законом, суд обязан принять сторону НК РФ. Противоречие федерального и местного (регионального) закона обязывает руководствоваться федеральным законом (опять же после решения суда и признания его легитимным). И законом при конфликте с подзаконным актом.