Налогоплательщики и контролирующие налоговые сборы органы обязаны руководствоваться:
Законы о налогах: федеральные, региональные, местные. Налоги вводятся законами, издаваемыми законодательными органами соответствующих уровней — федеральным, региональным, местным.
Федеральные налоговые законы – главные налоговые документы на территории Федерации. Ими руководствуются прежде всего. Принимаются такие законы о налогах депутатами Государственной Думы, после чего они одобряются Советом Федерации и подписываются главой государства.
Главный закон о налогах федерального уровня – Налоговый кодекс (НК РФ). Остальные законодательные акты, принимаемые федеральными органами, не могут противоречить НК РФ.
Налоговый кодекс представлен в двух частях, в первой из которых устанавливаются права и обязанности налогоплательщиков, а также налоговых инспекций, приводится перечень налоговых правонарушений и определяется мера ответственности за каждое. Во второй части НК определяются конкретные налоги и сборы. В зависимости от объекта налогообложения и статуса налогоплательщика выделяют налоги на:
Здесь же отражены основные положения по взиманию акцизов, транспортного, земельного и водного налогов, госпошлины, налога, взимающегося при выполнении соглашений о разделе продукции и различных сборов за пользование объектами биологических ресурсов и животного мира. Отдельно определяются налоги, относящиеся к категории Единого:
Под сферу действия ЕНВД объекты дистанционной торговли (посредством интернета, телевидения, телефонной и радиосвязи) не подпадают.
Взимание отдельных налогов (в частности, на имущество физических лиц) устанавливается на основе ФЗ, принятых до 01.01.1999 г., даты вступления НК РФ в силу. Эти законодательные акты будут действительными до принятия новых глав кодекса.
Региональные законодательные акты о налогах принимаются соответствующими законодательными органами регионального уровня: краевой, областной или республиканской думой, либо советом или собранием — конкретное наименование в каждом из регионов может варьироваться.
Местные законодательные акты о налогах, часто именуемые положениями или решениями, принимаются муниципальными либо районными законодательными органами.
Принимая законы, региональные и местные законодательные собрания обязаны руководствоваться положениями ФЗ, определяющего правила и нормы взимания данного типа налога, а также устанавливающего рамки законодательных полномочий местных и региональных властей. Местные решения не могут противоречить федеральным законам о налогах.
Документы данного типа принимаются органами исполнительной власти трёх уровней: федерального, регионального, местного. К органам, принимающим подзаконные акты по поводу налогов, относятся:
- Правительство РФ;
- министерства и ведомства РФ (Минфин, ФНС, и пр.);
- государственные внебюджетные фонды;
- органы исполнительной власти и должностные лица регионального и местного уровней управления (президенты республик, губернаторы, главы муниципальных образований и т. д.). Подзаконные акты не могут противоречить законам. Данный тип документов подразделяется на нормативные, обязательные к исполнению, и ненормативные, следовать которым необязательно.
Обязательный к исполнению подзаконный акт должен удовлетворять определённым условиям:
Деятельность с участием иностранных граждан и компаний регулируется в первую очередь статьями международных договоров, заключённых Россией с другими странами во избежание случаев двойного налогообложения. Положения о налогах данных договоров главнее федеральных законов России. Согласно статье 7 НК РФ, при расхождениях в правилах налогообложения российского законодательства и международных договоров, заключённых Россией, руководствоваться нужно последними.